МосАвтоЮрист


Задать свой вопрос сейчас

Заказать звонок

  • Оставьте ваш номер телефона и мы вам перезвоним
Суббота, 12 Мая 2012 03:19

Новые правила техосмотра и изменения в законе об ОСАГО

Правила техосмотра изменились в самом начале года. Однако вопросы, касающиеся новой практики, интересуют людей до сих пор. По многочисленным заявкам посетителей интернет-сайта, по просьбам тех, кто пишет нам и звонит, мы публикуем этот краткий обзор еще нового (нет и полугода со дня вступления в силу) закона. Полное название героя наших заметок выглядит внушительно:

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями от 30 ноября, 3 декабря 2011 г.).

 

САМОЕ ЗАМЕТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

Впрочем, главное новшество, которое принес с собою закон, наверное, каждый усвоил. Роль талона ТО существенно изменилась – с первого января водитель имеет право его с собой не возить. Но исключенный из числа обязательных «проездных» документов, талон по-прежнему играет важную роль – без его предъявления не продается полис ОСАГО. То есть сначала нужно пройти ТО, получить талон, показать его страховщику, и лишь тогда тебя застрахуют.

При этом новая роль талона – следствие более основательных перемен. Если раньше техосмотром заведовали гаишники, после первого января его передали в ведение страховщиков. Впрочем, до 2014 года, пока длится переходный период, старые, «полицейские», пункты остаются, что называется, на подхвате и действуют по тем же правилам, что и новые коммерческие.

(Закон о техосмотре, статья 5 «Основы системы технического осмотра»

Закон «О полиции», статья 54, часть 1

Закон о техосмотре, статья 32 «Заключительные положения»)

 

РЕГУЛЯРНОСТЬ ТО

Для частных легковых автомобилей (категория «В»), мотоциклов (категория «А»), а также прицепов и полуприцепов массой до 3,5 т. дело выглядит так:

В первые три года (включая год выпуска в обращение) – нет осмотра.

В возрасте трех – семи лет – один раз в 24 месяца.

В возрасте более 7 лет – один раз в 12 месяцев.

При этом, выбирая время похода на техосмотр, нужно помнить – талон нужен, чтобы нам продали полис ОСАГО. Полис же, напомним, выдается на год. Значит, ТО желательно пройти несколько заранее, пока полис еще не просрочен.

(Закон о техосмотре, статья 15 «Периодичность проведения технического осмотра»)

 

КОГДА ИДТИ НА БЛИЖАЙШИЙ ТО?

Действие талонов ТО, действие которых заканчивалось в 2011 г., было продлено. Талоны действительны до того же момента, что наш договор ОСАГО, который заканчивается после первого января 2012 г. Допустим, договор ОСАГО истекает 24 июля. Это означает, что техосмотр к этому моменту нужно пройти, потому что он требуется для приобретения нового полиса.

(Закон о техосмотре, статья 32 «Заключительные положения», часть 3

Закон «О полиции», статья 54 «Заключительные положения», часть 1)

 

КАКОЙ ПУНКТ ВЫБРАТЬ?

Теперь мы имеем право пройти ТО в любом пункте на территории РФ. Новым законом территориальные ограничения сняты. Может показаться, что это сущий пустяк – все равно водители будет «осматриваться» рядом с домом. Но, учитывая, что полис ОСАГО также можно купить в любом субъекте РФ, никакой это не пустяк, и никакая конечно же ни формальность. Теперь, куда бы мы ни поехали на машине: в другой город, регион, в гости, по делам, в командировку, путешествие, на озера, на море, нам не нужно срочно возвращаться домой, вдруг вспомнив, что срок действия нашего полиса стекает буквально завтра, а техосмотр не пройден.

Информация об операторах ТО размещена на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) – www.autoins.ru.

Информация о «милицейских» пунктах есть на сайте ГИБДД – www.gibdd.ru.

(Закон о техосмотре. статья 17 «Условия проведения технического осмотра» часть 1

Закон «О полиции», статья 54 «Заключительные положения», часть 1)

 

ПОВТОРНЫЙ ОСМОТР

Если с первого раза ТО не пройден, оператор отмечает в диагностической карте узлы и детали, состояние которых его смутило. С этого момента у нас есть двадцать дней на то, чтобы исправить обнаруженные недостатки и вернуться в пункт. Именно вернуться – процедуру выгодно проходить у того же самого оператора, поскольку тогда осмотр пройдет по сокращенной программе. Оператор проверит лишь те узлы и детали, из-за которых «завернул» нашу машину. Если же мы отправимся к новому оператору, он будет проводить ТО заново.

Заметим, что цена повторного осмотра определяется объемом работ. То есть вторая процедура по идее должен обойтись дешевле первой.

(Закон о техосмотре, статья 18 «Проведение повторного технического осмотра»)

 

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСМОТРА

1. Гражданский паспорт

2. Свидетельство о регистрации либо ПТС (одно из двух)

3. Доверенность, если мы пользуемся автомобилем на ее основании

Этот список закон считает исчерпывающим. Никаких других документов предъявлять оператор не должен требовать.

(Закон о техосмотре, статья 17 «Условия проведения технического осмотра», часть 2)

 

ТАЛОНЫ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СВЕЖЕСТИ

Чтобы получить полис ОСАГО нужен не просто действующий талон ТО, а хотя бы относительно свежий. Такой, чтобы срок его действия истекал не более чем за шесть месяцев до окончания срока действия полиса, который мы собираемся приобрести. Если разрыв между окончанием срока действия талона и полиса больше хотя бы на день, страховщик имеет право полис нам не продать.

(Закон о техосмотре, статья 29 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», часть 3

Закон об ОСАГО, статья 15 «Порядок осуществления обязательного страхования», пункт 6.1)

 

ТАЛОН КАК АРГУМЕНТ В ТОРГЕ

Если мы решили купить подержанный автомобиль и подобрали экземпляр, желательно узнать, сколько еще времени будет действителен талон ТО этого автомобиля? Потому что если автомобиль меняет владельца (даже не собственника, а именно владельца, то есть продается, передается в хозяйственное ведение или оперативное управление), и при этом до истечения срока действия талона ТО осталось больше шести месяцев, мы купим полис ОСАГО, не проходя техосмотра. Если же талону осталось «жить» шесть месяцев или меньше, для получения полиса ОСАГО нужно пройти ТО.

(Закон о техосмотре, статья 20 «Содержание талона технического осмотра», часть 2)

 

КОГДА ТАЛОН ПОТЕРЯН

После подачи заявления и оплаты услуги потерянный талон должен быть восстановлен за один день. При этом при восстановлении талона (как и при получении) территориальной привязки не существует – это можно сделать у любого российского оператора. Предполагается, что талон будет восстановлен на основании сведений о нашей персоне, которые содержатся «в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра». Так что есть у них доступ к этой системе или нет доступа, могут они физически восстановить талон за день или не могут, а закон вообще-то следует выполнять.

(Закон о техосмотре, статья 19 «Диагностическая карта, талон технического осмотра, международный сертификат технического осмотра», части 6 – 8).

 

КАК ТЕХОСМОТР ПОВЛИЯЛ НА ЗАКОН ОБ ОСАГО

То, что ТО «прикрепили» к ОСАГО, конечно, не могло не отразиться на самом страховом законодательстве. Закон об ОСАГО претерпел некоторую корректировку, хотя никаких кардинальных изменений не случилось.

 

1. Если раньше с момента возникновения права владения автомобилем у нас было на покупку полиса ОСАГО пять дней, то теперь отводится десять. Однако эта норма пока что существует только теоретически. Дело в том, что полис необходим при регистрации автомобиля, а на регистрацию у нас по-прежнему есть только пять дней.

(Закон об ОСАГО, статья 4 «Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности»)

 

2. Изменения коснулись статьи «Право регрессного требования». Напомним: регрессное требование, это когда компания, в которой застрахована ответственность виновника ДТП, требует с него сумму, потраченную ею на возмещение ущерба. Так вот в этой статье появилось еще одно условие, при котором страховщик может предъявить «регресс». Особо подчеркнем: оно не касается водителей частных легковых автомобилей, а только тех, кто управляет легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным для перевозок более восьми пассажиров, специализированным ТС, предназначенным для перевозок опасных грузов.

Напомним, что согласно той же статье обычный водитель («частно-легковой») может подвергнуться «регрессу» в следующих случаях: а) Вред жизни и здоровью потерпевшего причинен им по умыслу. б) Устроил аварию, находясь в состоянии опьянения. в) Не имел права на управление ТС, в котором находился в момент аварии. г) Скрылся с места ДТП. д) Не включен в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению. е) Использовал ТС в период, не предусмотренный договором ОСАГО.

(Закон об ОСАГО, «Право регрессного требования», статья 14, пункт 1)

 

3. Обновленный закон «рекомендует» страховой компании требовать с оператора ТО сумму, которую она выплатила за своего клиента, если выяснится, что ДТП произошло в результате неисправности, выявленной при осмотре, но не отмеченной в диагностической карте. Однако на практике такие требования едва ли возможны. Тут, что называется, пойди еще докажи.

(Закон об ОСАГО, статья 14 «Право регрессного требования», часть 2)

 

4. Разумеется, в законе зафиксирована новая роль талона ТО. Сказано, что он требуется не для предъявления гаишнику, а для приобретения полиса ОСАГО.

(Закон об ОСАГО, статья 15 «Порядок осуществления обязательного страхования», часть 3)

 

5. Теперь документы для заключения договора ОСАГО можно представить компании в электронном виде. Впрочем, с оговоркой – по соглашению со страховщиком.

(Закон об ОСАГО, статья 15 «Порядок осуществления обязательного страхования», часть 4, а также правила ОСАГО, пункт 16)

 

6. Повторим то, что уже было сказано: компания может отказать в продаже полиса ОСАГО, если срок действия нашего талона ТО истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия договора ОСАГО.

(Закон об ОСАГО, статья 15 «Порядок осуществления обязательного страхования», часть 6.1)

Прочитано 10147 раз

1 Комментарий