МосАвтоЮрист


Задать свой вопрос сейчас

Заказать звонок

  • Оставьте ваш номер телефона и мы вам перезвоним
Суббота, 15 Ноября 2014 18:17

Подводные камни направления на ремонт по ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО в форме направление на ремонт иногда может быть удобным для автовладельца (не надо самостоятельно заниматься поиском автосервиса и т.д. и т.п.). Но вместе с тем, это почти всегда риск неудовлетворительного качества и затянутости ремонта (иногда восстановительный ремонт может длиться более года). В данной статье на примере реальной истории из нашей практики мы рассмотрели основные проблемы, которые возникают при направлении поврежденного автомобиля на ремонт от страховой компании в рамках возмещения вреда по ОСАГО.

 

ВИД СТРАХОВАНИЯ: ОСАГО

РИСК: Ущерб

ОТВЕТЧИК: ООО «Росгосстрах»

АВТОМОБИЛЬ: Toyota Mark X

УЩЕРБ ПО НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ (с учетом износа): 62 940 руб. 24 коп.

СУММА ИСКА: 147 646 руб. 31 коп.

48 974 руб. 24 коп. (страховое возмещение) + 19 716 руб. 97 коп. (неустойка согласно ФЗ «Об ОСАГО») + 3 000 руб. 00 коп. (стоимость оценочных услуг) + 473 руб. 00 коп. (почтовые расходы) + 15 000 руб. 00 коп. (моральный вред) + 43 582 руб. 10 коп. (штраф согласно Закону РФ «О защите прав потребителей») + 16 900 руб. 00 коп. (судебные расходы).

ВЗЫСКАНО: 30 373 руб. 00 коп. (65 940 руб. 24 коп. ответчик выплатил добровольно после подачи искового заявления)

МЕСТО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА: Люберецкий городской суд Московской области

ДАТА: 23 апреля 2013 г. – произошло ДТП. 6 мая 2013 г. - выдано направление на СТОА. 3 декабря 2013 г. – подано заявление об изменении формы выплаты (вместо направления на ремонт - деньги по независимой оценке). 17 января 2014 г. – подано исковое заявление. 13 февраля 2014 г. – ответчик добровольно выплатил 13 966 руб., а накануне решения суда выплатил ещё 51 974 руб. 24 коп. 13 марта 2014 г. – Решение вынесено. 23 июня 2014 г. – клиент получил 30 373 руб. 00 коп. (штрафные санкции и судебные расходы).

По апрельским дорогам не только ручьи бегут, но и проснувшиеся после "зимней спячки" автомобилисты несутся сломя голову. С одним из таких "лихачей" довелось столкнуться герою данного рассказа. В результате столкновения автомобиль потерпевшей стороны получил повреждения, для его восстановления мужчина решил воспользоваться правом на прямое возмещение ущерба от своей страховой компании по ОСАГО.

Сразу же после оформления ДТП, автовладелец подал заявление о страховом случае в ООО "Росгосстрах", приложив при этом все необходимые документы. Стоит отметить, что и страховая компания не медлила с выполнением своих обязательств: в течение недели был проведен осмотр повреждений, а еще через неделю страхователь получил направление на СТОА (во время описываемых событий законом еще не было предусмотрено возмещение вреда по ОСАГО в виде направления на ремонт, но многие страховщики уже экспериментировали с подобной формой). На этом стремительное развитие сюжета значительно замедляется, если не останавливается вовсе. Более полугода автовладелец терпеливо ожидал свой автомобиль. Потеряв всякую надежду, огорченный страхователь обратился к нам за юридической помощью.

Дальнейшее развитие событий мало чем отличается от привычного для нас и не раз уже описанного в предыдущих статьях: независимая оценка, заявление об изменении формы возмещения, отказ страховой компании добровольно удовлетворить требования, подача искового заявления и справедливое решение суда, подтверждающее правоту нашего клиента. Подробнее хотелось бы остановиться на следующем весьма важном, на наш взгляд, вопросе - насколько приемлемо для автовладельца страховое возмещение в форме направление на ремонт? Особую актуальность такой постановке вопроса придает проводящаяся реформа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в ходе которой уже внесены изменения в Закон об ОСАГО, предусматривающие возмещение вреда в натуре (выдачу направления на ремонт).

 

При выборе направления на ремонт в качестве страхового возмещения по ОСАГО следует иметь в виду следующее.

Во-первых, из-за того, что поиском автосервиса занимаетесь не Вы, а страховщик, невозможно быть полностью уверенным в качестве ремонта. К тому же, в случае направления на ремонт Ваше влияние на сервис значительно уменьшается, так как формальным заказчиком услуг является страховая компания. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.

Во-вторых, в результате ремонта от страховщика по ОСАГО страховая компания может потребовать (что чаще всего и происходит) от Вас доплату за улучшение деталей, которые установили на автомобиль взамен поврежденных. При осмотре транспортного средства определяется процент износа его деталей в доаварийном состоянии. На практике крайне сложно найти детали для замены с точно таким же уровнем износа, что был у прежних комплектующих. Ремонт чаще осуществляют менее "изношенными" деталями, то есть, имеет место улучшение застрахованного имущество. Бесплатный сыр, как известно, дорого обходится. Не будем забывать, что оценку повреждений перед направлением автомобиля на ремонт организует страховая компания.

И наконец, самый важный, на наш взгляд, аспект возмещения вреда в натуре путем направления на ремонт от страховщика - продолжительность такого ремонта. В Законе об ОСАГО установлены только сроки выдачи направления на ремонт - 20 рабочих дней со дня предоставления всех необходимых документов (такой же срок предусмотрен для выплаты деньгами). Сроки же самого ремонта в Законе не содержатся. Кроме того, отсутствует внятное положение об ответственности за "затягивание" ремонта. Почти 8 месяцев наш клиент не получал никаких сообщений относительно судьбы отправленного на СТОА автомобиля. Впоследствии выяснилось, что за это время к ремонту даже не приступали.

Мы совсем не хотим призывать кого-либо к каким-либо действиям. Скорее делимся своим профессиональным опытом. В конце концов, выбор формы страхового возмещения - это весьма индивидуальное решение, которое надо принимать исходя из конкретных обстоятельств дела и личных интересов. В то же время, нельзя не отметить, что на сегодняшний день порядок возмещения вреда путем направление автомобиля на ремонт по ОСАГО не окончательно урегулирован законодателем, сопряжен с рядом указанных выше рисков (в первую очередь неопределенность продолжительности ремонта). Надеемся, что в ближайшем будущем указанные противоречия будут устранены, и мы сможем спокойно пользоваться всеми возможностями, предоставленными рынком страховых услуг.

Прочитано 6668 раз