По апрельским дорогам не только ручьи бегут, но и проснувшиеся после "зимней спячки" автомобилисты несутся сломя голову. С одним из таких "лихачей" довелось столкнуться герою данного рассказа. В результате столкновения автомобиль потерпевшей стороны получил повреждения, для его восстановления мужчина решил воспользоваться правом на прямое возмещение ущерба от своей страховой компании по ОСАГО.
Сразу же после оформления ДТП, автовладелец подал заявление о страховом случае в ООО "Росгосстрах", приложив при этом все необходимые документы. Стоит отметить, что и страховая компания не медлила с выполнением своих обязательств: в течение недели был проведен осмотр повреждений, а еще через неделю страхователь получил направление на СТОА (во время описываемых событий законом еще не было предусмотрено возмещение вреда по ОСАГО в виде направления на ремонт, но многие страховщики уже экспериментировали с подобной формой). На этом стремительное развитие сюжета значительно замедляется, если не останавливается вовсе. Более полугода автовладелец терпеливо ожидал свой автомобиль. Потеряв всякую надежду, огорченный страхователь обратился к нам за юридической помощью.
Дальнейшее развитие событий мало чем отличается от привычного для нас и не раз уже описанного в предыдущих статьях: независимая оценка, заявление об изменении формы возмещения, отказ страховой компании добровольно удовлетворить требования, подача искового заявления и справедливое решение суда, подтверждающее правоту нашего клиента. Подробнее хотелось бы остановиться на следующем весьма важном, на наш взгляд, вопросе - насколько приемлемо для автовладельца страховое возмещение в форме направление на ремонт? Особую актуальность такой постановке вопроса придает проводящаяся реформа обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в ходе которой уже внесены изменения в Закон об ОСАГО, предусматривающие возмещение вреда в натуре (выдачу направления на ремонт).
При выборе направления на ремонт в качестве страхового возмещения по ОСАГО следует иметь в виду следующее.
Во-первых, из-за того, что поиском автосервиса занимаетесь не Вы, а страховщик, невозможно быть полностью уверенным в качестве ремонта. К тому же, в случае направления на ремонт Ваше влияние на сервис значительно уменьшается, так как формальным заказчиком услуг является страховая компания. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
Во-вторых, в результате ремонта от страховщика по ОСАГО страховая компания может потребовать (что чаще всего и происходит) от Вас доплату за улучшение деталей, которые установили на автомобиль взамен поврежденных. При осмотре транспортного средства определяется процент износа его деталей в доаварийном состоянии. На практике крайне сложно найти детали для замены с точно таким же уровнем износа, что был у прежних комплектующих. Ремонт чаще осуществляют менее "изношенными" деталями, то есть, имеет место улучшение застрахованного имущество. Бесплатный сыр, как известно, дорого обходится. Не будем забывать, что оценку повреждений перед направлением автомобиля на ремонт организует страховая компания.
И наконец, самый важный, на наш взгляд, аспект возмещения вреда в натуре путем направления на ремонт от страховщика - продолжительность такого ремонта. В Законе об ОСАГО установлены только сроки выдачи направления на ремонт - 20 рабочих дней со дня предоставления всех необходимых документов (такой же срок предусмотрен для выплаты деньгами). Сроки же самого ремонта в Законе не содержатся. Кроме того, отсутствует внятное положение об ответственности за "затягивание" ремонта. Почти 8 месяцев наш клиент не получал никаких сообщений относительно судьбы отправленного на СТОА автомобиля. Впоследствии выяснилось, что за это время к ремонту даже не приступали.
Мы совсем не хотим призывать кого-либо к каким-либо действиям. Скорее делимся своим профессиональным опытом. В конце концов, выбор формы страхового возмещения - это весьма индивидуальное решение, которое надо принимать исходя из конкретных обстоятельств дела и личных интересов. В то же время, нельзя не отметить, что на сегодняшний день порядок возмещения вреда путем направление автомобиля на ремонт по ОСАГО не окончательно урегулирован законодателем, сопряжен с рядом указанных выше рисков (в первую очередь неопределенность продолжительности ремонта). Надеемся, что в ближайшем будущем указанные противоречия будут устранены, и мы сможем спокойно пользоваться всеми возможностями, предоставленными рынком страховых услуг.