В двадцатых числах марта 2012 года автомобиль одного из наших клиентов попал в ДТП. Как и полагается в таких случаях, автовладелец обратился в страховую компанию, представив все необходимые документы. Страховая направила автомобиль на ремонт в техцентр, а далее начал течь «разумный срок».
На протяжении апреля и мая «Ингосстрах» весьма разумно рассчитывал, оценивал и согласовывал что-то с ЗАО «Авилон Автомобильная группа», пока автомобиль пребывал в своем «первозданно-нетронутом» состоянии. В июне разумной идиллии страховщика и СТОА помешало заявление страхователя о возврате автомобиля и выплате страхового возмещения деньгами по калькуляции. Словно предвидя подобное развитие событий, скорее всего из разумных соображений, техцентр за три месяца и не притронулся к машине. Вот уж поистине завидное умение чувствовать ситуацию!
Страховая компания провела расчёты и выплатила сумму возмещения вреда в размере полутора миллионов рублей, что несколько смутило автовладельца, ибо стоимость ремонта представлялась на порядок большей. Страхователь провел свою оценку, которая увеличила сумму еще на миллион. Согласитесь, это ведь не разумно для страховой компании платить на миллион больше? Значит и независимая оценка не разумна - удовлетворять её не стоит. И судебное решение доплатить страхователю тоже не разумно - его следует обжаловать, видимо именно так рассуждали в страховой компании. Благо, что апелляционное определение об оставлении предыдущего решения в силе, которое удовлетворяло требования владельца автомобиля, усмирило «разумность» «Ингосстраха» и заставило его выплатить страховое возмещение в полном объеме.
Мораль сей басни не в том, что нельзя соглашаться на возмещение по страхованию в натуре – иногда это обоюдовыгодное решение, которое экономит время, силы автовладельца и деньги страховой компании, а в том, что важно сохранять контроль над ситуацией во время «разумного срока» ремонта. Ориентироваться можно на две цифры: 45 и 50.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей»«срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней». Этот срок следует иметь в виду, в качестве критерия разумности.
Следующий критерий устанавливается п. 3.2.11. Положений о техническом обслуживании и ремонте <…>, утвержденных приказом Минпрома РФ от 01.11.92 №43, в котором представлены сроки по типам сложности и объему ремонтных работ. Максимальный срок для «сложных жестяницко-сварочных работ с последующей окраской» составляет 50 дней.
Таким образом, если есть сомнения относительно разумности сроков ремонта Вашего автомобиля по направлению страховой компании, следует напомнить страховщику и техцентруоб указанных выше нормативных актах и обратить внимание на «магические» цифры 45 и 50.